Несколько дней назад стартовала одна из традиционных внеконкурсных программ "Золотой маски" - проект "Новая пьеса". Его кураторы Александр Вислов, Елена Ковальская, Кристина Матвиенко и Павел Руднев считают, что окончился "век большого высказывания - режиссерского, сугубо авторского и часто тоталитарного. Сказать, что он закончился - не исторично, сказать, что театр по нему не тоскует - опрометчиво. Но то, что в театре снова появился интерес к человеку - и не через обобщение, а через частный опыт, демонстрируемый нам искренне и открыто, - это факт. Частное высказывание - … терапия, не всегда утешительная, но необходимая тому, кто в обычный, "ряженый", театр больше не верит".
Спектакль "Хорошего дня!" - как раз опыт такого частного высказывания-терапии, "опера для 10 кассирш, звуков супермаркета и фортепиано" из Вильнюса. Композитор Лина Лапелите, автор либретто Вайва Грайните, режиссёр и сценограф - Ругиле Барзджюкайте.
Вдоль белой стены на возвышении - ряд из десяти стульев. Десять кассирш в синих форменных фартуках абстрактного торгового центра водят считывающими аппаратами по листам со штрих-кодами. Когда все зрители прошли через рамку на входе, охранник присаживается за пианино - и начинается опера. Подсвеченные люминесцентными лампами, мигающими, гаснущими, выхватывающими каждую из них в нужный момент, кассирши пропевают музыкальную скороговорку: "Добрый день - спасибо - хорошего дня!". Эта скороговорка повторится и в финале.
Что такое "хороший день" для каждой из них, выяснится из сольных арий. Арии-монологи - неважно, внутренние, мысленные или обращённые к какому-то собеседнику, - рассказывают о непростой судьбе и монотонной жизни, движущейся по непрерывному кругу. Судьбы различаются, как и возраст, манера речи, образование (на фестивале особенно "срезонировал" монолог героини, работающей в торговом центре потому, что на бирже труда "даже не знают, что это за специальность такая - искусствоведение"). А бесконечность дней с ранним пробуждением, пятью ложками кофе на одну чашку, первым автобусом в пять двадцать и кошкой ("гладить кошку - уменьшает стресс") или ванной вечером - почти одинаковая. Или очень похожая. Хором и по отдельности героини мечтают уехать куда-нибудь - продукты на магазинных полках отдыхают, "а у меня нет своего курорта". Мечтают о зарплате, которая сразу отличает конец месяца от всего другого, на которую можно купить кофе и, главное, всё то, что они весь месяц продают; то же, что и другие. Тогда, наконец, бескрайний перечень продуктов, товаров, рекламных акций, монотонный, как конвейерная лента, превратится в жадно-восторгающий список собственных покупок. Хотя во сне, конечно, всё равно будут только затверженные "Добрый день - спасибо - хорошего дня".
"Хорошего дня!" по кругу проблем - постановка чрезвычайно актуальная, легко и ненарочито касается и озвучивает она практически все темы, возникающие в современном литовском театре. Точнее, реалии местной жизни, ставшие темами театра и драматургии. Не все они столь животрепещущи здесь (как, например, тема эмиграции и поездок на заработки в Англию), но все - безусловно, злободневны на родине спектакля.
Почти никто из героинь по-настоящему не жалуется, излагая свои печали как простой рассказ. Однако рассказ омузыкаленный, и именно в этом - главное достоинство спектакля, особая краска отстранения, в лучшем смысле европейской сдержанности, одновременно иронии и эстетизма. Удивительная художественная лёгкость заставляет слушать, не пытаясь подогнать происходящее под какие-либо привычные схемы.
"Опять не ту клавишу нажала", - это хор о кассе, не о пианино. Пожилая женщина, помимо своего монолога, иногда подаёт реплики и "сквозь" хор: как уберечь себя, своё здоровье и свои нервы, "а я никогда не болею, не болею", - и весь хор звонко чеканит это "не болею".
Вот тут, где, наверное, меньше всего ждёшь, внезапно звучит что-то страшное. Или только так кажется?